Каким будет российское просветительство XXI века


0
Categories : Общество

Завершая 17 февраля работу над поправками ко второму чтению законопроекта о просветительской деятельности, члены думского комитета по образованию и науке больше не скрывали: значимость документа в том, что он входит в пакет законов о противодействии внешним воздействиям на умы россиян. Это задвинуло «просветительскую» часть документа на вторые места: вот дескать примем «большой закон» о просветительстве, тогда и отработаем все детали — таков был главный лейтмотив обсуждения. Между тем ход обсуждения показал: такой поход устроил не всех.

Фото: Геннадий Черкасов

— Мало того, что, принимая такой закон, мы сильно подставляемся, т.к. он ставит крест на всей 250-летней традиции просвещения в нашей стране. Вдобавок он еще и совершенно бессмыслен,- заявил первый зампред комитета Олег Смолин.- Ну о каком госконтроле за просвещением можно говорить, когда скандальные видео и антипросветительские ролики набирают в интернете миллионы просмотров!

При этом совсем глупо, добавил депутат, что на деле «документ ограничивает не зарубежное влияние, а именно просветительскую деятельность в нашей стране — то есть, распространение знаний о культурных и научных достижениях. Поэтому предлагаю убрать из него всё, что связано с просветительской деятельностью и оставить только ограничения для неформальной образовательной деятельности».

Коллеги не согласились. Документ совсем не так уж плох, заверили они. Ну а поправки, подготовленные авторами ко второму чтению, и вовсе все расставляют по своим местам, большинством голосов решил комитет.

Первая такая поправка — о расширении перечня официальных органов, с которыми учебным заведениям предстоит согласовывать свое зарубежное сотрудничество — действительно пошла на ура. Помимо федеральных министерств Просвещения и Науки с высшим образованием, в него теперь включили региональные и муниципальные органы власти. Так что бюрократических заторов при прохождении таких согласований можно не опасаться, облегченно вздохнули депутаты. Но дальше дело пошло хуже.

Так, поправка авторов, возложившая ведение просветительской работы, помимо университетов, школ, библиотек и музеев, еще и на органы государственной власти, оказалась, по словам Смолина, весьма странной:

— Государство у нас теперь становится главным просветителем. А такого не было даже при советской власти: эту роль тогда играло не государство, а общество «Знание»,- напомнил он.

Другой поправкой государству же передается исключительное право определять не только порядок, но также условия и даже форму ведения всей просветительской деятельности в стране. Оно же будет определять и порядок подписания международных договоров всех образовательных организаций России. Причем, Минпросвещения уже заявило, что легко справится с курированием этой деятельности в своей сфере, хотя ее объемов, как признался думцам представитель ведомства, не знает даже приблизительно.

Однако особенно поправка о госконтроле за порядком, условиями и формой просветительской деятельности напугала музейщиков, по определению являющихся главными просветителями страны. Необходимость согласовывать сценарии всех экскурсий и выставочных экспозиций — постоянных и временных — вызовет в отрасли коллапс, резонно предположили они. Да и вообще, к чему эти дополнительные согласования? Деятельность музеев и библиотек давно определяют законы о музейном и библиотечном деле, напомнила представитель Минкульта Наталья Ромашова. А новшества будут либо дублировать положения этих законов, либо вступят с ними в коллизию. И в лучшем случае будут бесполезными, а в худшем создадут неразбериху.

— А вы кем работаете в Минкульте?- внезапно прервал посланца культуры первый зампред комитета Геннадий Онищенко.

— Директором нормативно-правового департамента,- опешила та.

— И то, что вы сейчас говорите, это позиция министерства или ваша личная?- продолжил народный избранник.

— Наверное, скорее личная,- окончательно смешалась директор.

— Тогда, когда приходите на комитет Госдумы, понимайте, где вы находитесь!- добил культуристку думец самым сильным из всех возможных аргументов.- Предлагаю прекратить словопрения и поставить поправку на голосование!

Стоит ли говорить: именно так депутаты и поступили, и поправку вслед за всеми прочими приняли.

Источник

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *