Власти разошлись в вопросе минимальных розничных цен на алкоголь


0
Categories : Экономика

Власти захотели ввести в стране минимальные розничные цены (МРЦ) на все алкогольные напитки. С такой рекомендацией Совфед обратился к Минфину. Дискуссии на тему введения минималки на спиртное ведутся не первый год. Минфин считает преждевременным введение минимальных цен. Для мелких игроков такая позиция — смертный приговор. Что касается потребителей, то им минималка не выгодна: ценники из-за нее вырастут, а денег на самое необходимое и без того не хватает.

Фото: Наталья Мущинкина

Сейчас минимальная розничная цена установлена на напитки с содержанием спирта свыше 28%, а также на игристые вина. Распространить такую практику на менее крепкий алкоголь можно будет только после корректировки договора c Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). В Минфине считают, что вопрос установления минималки на все категории спиртного обсуждать пока рано.

Напомним, что с 2021 года выросли МРЦ на водку, коньяк и игристое вино. Теперь водку не могут продавать дешевле 243 рублей за бутылку объемом 0,5 литра, а коньяк — 446 рублей. Минимальная цена 0,75 литра игристого вина остановилась на отметке в 169 рублей. На этом — пока все. Остальные алкогольные напитки не имеют МРЦ.

Изначально минимальную цену вводили для очищения рынка от нелегальной алкогольной продукции. Это исключительно экономическая мера. Допустим, потребитель видит в магазине «огненную» бутылку дешевле установленной «минималки». Купив такой напиток, человек берет на себя все возможные риски. Но если алкоголь оказался сомнительно качества, а его цена была выше МРЦ, покупатель вправе потребовать у государства объяснений.

Любой продукт питания должен быть легальным — то есть,произведенным с уплатой всех налогов и акцизов, безопасным и качественным, рассказывает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Система учета объемов продажи и реализации алкоголя (ЕГАИС) гарантирует то, что в официальной рознице продается только безопасная и легальная продукция с уплаченными акцизами. Что не может сделать ЕГАИС, так это проверить качество товара.

«Тут нужен тотальный государственный контроль. Минимальная розничная цена — это один из механизмов, который позволит бороться с фальсификатом, — продолжает собеседник «МК». — Минималка также поможет в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Часть продукции продается по акции: крупные компании могут реализовывать свой товар с большим дисконтам без ущерба для прибыли, чего не скажешь о небольших производителях, которые не могут продавать товар за бесценок. МРЦ, выходит, призвана защитить и производителей и потребителей».

Однако не все специалисты согласны с позицией Дробиза. По мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, обсуждают введение «минималки» только из-за пива. Конкурировать с крупными игроками, у которых есть доступный капитал, большая прибыль, возможности для демпинга, мелкие пивовары не могут. Рыночные силы малых и крупных производителей — несоизмеримы.

Объектом атаки являются крупные пивовары, а субъектом — мелкие и средние производители, убежден эксперт. Небольшие игроки рынка, с учетом падения доходов населения, все тяжелее переживают конкуренцию с мастодонтами, которые могут себе позволить достаточно низко опускать цены на свою продукцию.

Против введения МРЦ выступает комиссия РСПП, а также крупные игроки рынка. Большие корпорации не заинтересованы в установке минималки. Они могут продавать товар по бросовым ценам — обороты позволяют. Союз российских пивоваров — за. Небольшим региональным производителям из-за демпинга гигантов приходится снижать цены на свою продукцию до себестоимости, чтобы хоть как-то удержать потребительский спрос.

«Потребителю введение минимальной цены на пиво не нужно, — говорит Щелищ. — Не поддерживаю такую меру. Это прямой путь к росту цен. Если минималку введут, это будет означать только одно: бутылка пива,которую сегодня можно купить по акции в магазине за 40-50 рублей, будет стоить 60».

Вадим Дробиз отметил, что российский алкогольный рынок — это рынок пива: в год выпивается 11 млрд литров алкоголя, из них 8 млрд — это пиво и пивные напитки. Вместе с тем, в введении МРЦ заинтересованы не только мелкие пивовары, но и отраслевики, например, виноделы. «Вопрос добросовестной конкуренции волнует всех игроков рынка. Минималка поможет и в этом и в борьбе с фальсификатом», — считает он.

Источник

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *